Второй день конкурса профессионального мастерства для педагогов – самый сложный, вместе с тем определяющий. Именно по итогам сегодняшнего дня профессиональное, общественное и детское жюри будет принимать решение о самой лучшем педагоге в каждой номинации.
Учителя провели урок и мастер-класс, воспитатели — педагогическое мероприятие с детьми, а также показали мастер-класс, педагоги учреждений дополнительного образования познакомили жюри с дополнительной общеобразовательной программой и защитили её. Все конкурные испытания прошли в дистанционном формате, информация о ходе мероприятий размещается в группе Кирово-Чепецк активный (там же фотоальбом участников) в социальной сети ВКонтакте, на сайтах департамента образования и «Учитель года».
И вот чем порадовали, удивили жюри и всё педагогическое сообщество участники конкурса профессионального мастерства.
Кто такой «чудесный человек»? Что такое «служение людям»? Такие глубоко философские вопросы задавала шестиклассникам на уроке литературы Елена Шатунова, учитель русского языка и литературы МБОУ многопрофильный лицей. Занятие было посвящено анализу рассказа А. Куприна «Чудесный доктор». Через технологию Story Telling педагог вывела школьников на формулировку темы урока. Ребята самостоятельно определили цели урока, зафиксировали их в специально разработанных педагогом рабочих листах. В течение урока Елена Константиновна учила ребят оценивать героя литературного произведения, описывать его внешность, находить в тексте описание его характера. «Чудесный человек – это тот человек, который может делать чудеса своими руками. Служение людям – это умение поставить интересы другого человека выше своих, умение помогать безвозмездно». Такие выводы были сделаны по итогам занятия.
Реклама, в основе которой лежит короткая яркая история, известна всем. А какая технология лежит в основе такого видеосюжета? Конечно, технология Story Telling. Именно этой технологии был посвящен мастер-класс Елены Шатуновой. Технологию Story Telling можно использовать на любом этапе урока. Даже при подготовке к экзаменам можно использовать элементы представленной технологии. Педагог продемонстрировала, с помощью каких приемов можно быстро и на творческом уровне составить историю. Коллеги Елены Константиновны сочинили занимательные истории про скрипичный ключ, нотный стан и даже про Григория Перельмана и его Нобелевскую премию.
Знакам препинания при обращении был посвящен урок в 8 классе Екатерины Ашихминой, учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ с УИОП №7. Эпиграфом к уроку стали слова: «Вперед, молодежь! Читайте повсюду!» На протяжении всего занятия школьники находили обращения в видеосюжетах, музыкальных отрывках, художественных текстах, составляли кластеры, оценивали свою работу и работу своих одноклассников. Школьники работали не только с учебниками русского языка, но и с толковыми словарями, находя значение слов «мудрец» и «мудрость». Итогом урока стало мини-сочинение «Я расскажу тебе о книге», в котором восьмиклассники знакомили своих товарищей с прочитанными книгами, конечно, используя в тексте обращения.
«Современный урок русского языка – жизненный путь к личностному Я». Такое название дала своему мастер-классу Екатерина Ашихмина. Екатерина Алексеевна рассказала зрителям о том, как человеческие ценности формируются на уроках русского языка и литературы. Приемы могут быть разными: слова знаменитого человека, притча, видеосюжет, цитата. Все эти приемы и многие другие Екатерина Алексеевна использует, реализуя на своих занятиях технологию педагогической мастерской. Технология мастерской довольно сложная, но педагогу удается успешно использовать все ее составляющие на своих уроках. А закончила свой мастер-класс Екатерина Ашихмина словами из собственного эссе: «Чтобы пройти жизнь достойно, нужно жить чувствами, ощущениями».
«Что такое опасность? Каким может быть незнакомец?» Казалось бы, простые вопросы. Но для второклассников они кажутся сложными. Именно о правилах поведения с незнакомыми людьми говорила с малышами на уроке окружающего мира Елена Дубовцева, учитель начальных классов МБОУ гимназии №2. Используя кейсовую технологию, создавая проблемную ситуацию и погружая в неё школьников, Елена Васильевна направляла их на поиск собственных вариантов решения проблемы. Ребята предлагали множество вариантов, на основе сказочных иллюстраций самостоятельно формулировали правила поведения, создавали памятки. Всегда ли красивый и улыбчивый человек безопасен? Всегда ли опасен некрасивый человек? А как насчет Снежной Королевы? А что вы скажете про чудовище из сказки «Аленький цветочек»? Так глубоко взглянули малыши под руководством Елены Васильевны на проблему встречи с незнакомцем.
Что необходимо сделать учителю, чтоб его занятия стали интересными? Основная задача, по мнению Елены Дубовцевой, выбрать подходящую технологию. Об этом она рассказала на своём мастер-классе. Для себя педагог выбрала кейс-технологию и использует её на любых этапах урока. Елена Васильевна представила коллегам составляющие элементы кейс-технологии, поделилась алгоритмом работы с кейсом. Кейс – это реальная ситуация, вопросы, задания и вспомогательная информация. Кейс — это «чемоданчик», который каждый учитель может использовать по-своему.
Культурную практику «Часы и время», как одну из форм образовательной деятельности с детьми, организовала воспитатель МБДОУ д/с № 26 Наталья Репина. Интригующие раскопки в песочнице, просмотр ролика «История вещей», создание солнечных часов из подручного материала, рассматривание различных приборов измерения, создание альбома рекордов «Минутка с пользой» — все дела оказались важными, а последнее задание по изготовлению авторских часов для людей разных профессий увлекло детей не на шутку. Развитие любознательности, познавательной мотивации, расширение кругозора, обогащение словарного запаса, расширение сенсорного опыта, умение работать в команде – вот те задачи, которые решал педагог на протяжении всего занятия.
Участниками её мастер-класса по созданию обучающего мультфильма про объёмные геометрические формы стали воспитанники подготовительной группы и их родители. Творческая группа распределила между собой функции для создания пластилиновых героев мультфильмов «Знакомимся с конусом», фона, титров в соответствии с операционными картами и эскизами видеоряда. Пробуждая интерес к процессу создания пластилиновых мультфильмов, Наталья Алексеевна познакомила детей с новыми способами лепки и с алгоритмом превращения отдельных фото в видеоряд. Ей хотелось закрепить навыки работы в команде и вызвать желание у родителей хотя бы время от времени заниматься пластилиновой мультипликацией со своими детьми дома.
Воспитатель МБДОУ д/с №15 Искрина Олюнина на своем педагогическом мероприятии с детьми научила воспитанников старшей группы передавать в рисунке образ зайца в разных позах. Интересные приемы переключения внимания детей позволили педагогу удерживать их интерес на протяжении всего занятия. И результат не заставил себя долго ждать. В итоге по своим тропинкам «побежали» нарисованные и непохожие друг на друга зайчики. Мастер-класс педагога также был посвящён рисованию. Некоторые взрослые заблуждаются, считая, что они не умеют рисовать. На занятии по правополушарному рисованию Искрина Игоревна доказала обратное: создать художественный шедевр может каждый. Данный опыт вполне можно использовать при проведении совместных мастер-классов для родителей, детей и педагогов.
На занятии по формированию элементарных математических представлений «На арене цирка» по теме «профессии» учитель-дефектолог МАДОУ д/с «Надежда» Елена Шкляева решала образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные и оздоровительные задачи, при этом использовала способы поддержки детской инициативы. Дети с удовольствием вместе с Еленой Михайловной отправились на репетицию в цирк, где решали проблемы: восстановили цирковую программу, познакомились с разными цирковыми профессиями, сами поучаствовали в репетициях, играли в нейропсихологические игры и выполняли математические задания. В игровой форме детям не трудно было выполнить самые сложные упражнения.
Елена Шкляева провела мастер-класс на тему «Нейроигры как средство развития познавательных процессов у дошкольников с задержкой психического развития». Опираясь на науку кинезиологию, она живо и эмоционально организовала игры в парах. Педагоги познакомились с пособием «Нейрокуб», попробовали поиграть и рассмотреть все игры, входящие в пособие с точки зрения деятельностного подхода. Акцентировали внимание на том, как можно использовать эти упражнения с детьми.
С чего начинается журналистика, что должен знать и уметь журналист, как подготовиться к интервью, каковы особенности работы в печатных СМИ, на радио и телевидении – эти и другие вопросы обсуждали учащиеся МБУ ДО ЦДТ «Радуга» вместе с педагогом допобразования Анастасией Коровиной на занятии «Введение в дополнительную общеобразовательную программу». Ребята учились работать со словом, анализировать написанные тексты, выделять главное и второстепенное. Современный журналист, по словам педагога, должен уметь находить информационные поводы, красиво подавать материал, работать с фото и видеоматериалами, быть трудолюбивым и постоянно обучаться новому.
Олеся Орлова, преподаватель МБУ ДО «Детская художественная школа им. Л.Т. Брылина», представила на обсуждение жюри введение в дополнительную общеобразовательную программу на тему «живопись». Олеся Владимировна познакомила детей с основными и составными цветами, научила их различать и смешивать, дала представление о цветовом круге, сформировала первоначальные навыки работы кистью. С помощью педагога дети научились составлять схему цветов.
Портной – это скульптор, конструктор, дизайнер, технолог, специалист по проектированию – таков итог занятия педагога дополнительного образования МКУ ДО «МРЦ» Ларисы Алакиной. Лариса Николаевна подробно рассказала учащимся об истории развития костюма, появлении профессии «портной», классифицировала одежду. Более подробно педагог остановилась на группе «лёгкое платье». Простора для фантазии здесь более чем достаточно. В течение урока педагог применила несколько приемов работы со школьниками: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.
Педагог допобразования МБУ ДО Станция юных туристов Ирина Слабокругова на своём занятии рассказала о видах спортивного туризма (пешеходный, горный, водный, лыжный) и о том, что основами этого вида спорта являются — знание правил безопасности, дисциплина и взаимовыручка. Без знаний об использовании верёвки в разных критических ситуациях, умения быстро вязать основные виды узлов в походах не обойтись. Опытный педагог показала пример по вязанию пяти узлов за 40 секунд.
Защищая программы, педагоги дополнительного образования рассказали о целях, задачах, актуальности, методах, формах работы, а также реализации программ и результатах обучения. Надо сказать, что результаты работы по данным программам таких педагогов как Лариса Алакина, Ирина Слабокругова и Олеся Орлова отмечены на уровне Кировской области и России.
Завершился второй день городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года». Жюри подвело итоги. Завтра, 19 февраля, станет известно, кому достанется главный приз конкурса — Сова, и кто будет представлять наш город на конкурсе «Учитель года Кировской области».
Для участков конкурса и команд образовательных учреждений все волнения, заботы и трудности позади. Поздравляем и ждём результатов!