ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КИРОВО-ЧЕПЕЦК" КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В гимназии №2 прошел окружной открытый педагогический совет

30 октября 2018 года в МБОУ гимназии № 2 города Кирово-Чепецка прошел открытый педагогический совет «Речевая грамотность: проблемы, пути решения». В работе педсовета приняли участие более 100 человек: преподаватели кафедры дошкольного и начального общего образования института развития образования Кировской области, учителя русского языка и литературы, начальных классов общеобразовательных школ г. Кирова, Кирово-Чепецка, Куменского, Уржума, Слободского, Яранского, Афанасьевского, Омутнинского, Подосиновского, Нагорского районов области, руководители и заместители руководителей общеобразовательных учреждений города Кирово-Чепецка, специалисты муниципальных методических служб, педагогический коллектив гимназии №2.


Окружной семинар является одним из этапов реализации программы региональной инновационной площадки по теме «Речевая грамотность обучающихся НОО как условие преемственности при переходе на углублённое изучение русского языка в ООО» (научный консультант – Арасланова Елена Викторовна, к.психол.н., заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования ИРО Кировской области).


Цель мероприятия: повышение профессионального уровня педагогов по проблеме развития речевой коммуникации обучающихся.


Открыла педагогический совет директор гимназии Н.Н. Шабалина. Наталья Николаевна озвучила цели и задачи педсовета, обосновала актуальность рассматриваемой проблемы, а также рассказала о работе педагогического коллектива гимназии по созданию условий для удовлетворения образовательных потребностей в области углубленного изучения русского языка, проблемах и перспективах развития образовательного учреждения.


В теоретической части педсовета присутствующим были представлены научно-методологические основы речевой коммуникации как речемыслительной деятельности (Широкова Наталья Витальевна, заместитель директора по научно-методической работе) и формирования речемыслительных операций у обучающихся гимназии (Наумова Ольга Аркадьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе).


В практической части педсовета состоялась работа пяти круглых столов под руководством учителей русского языка и литературы, в ходе которой состоялся живой и интересный диалог между учителями-предметниками работающими в разных классах. Участники обсудили важнейшие проблемы, связанные с формированием речевой грамотности обучающихся. Среди них: речь учителя как образец владения словом, роль семьи в формировании культуры речи, методы и приемы по формированию и развитию устной и письменной речи ребенка, реализации стратегии смыслового чтения, преемственность в методах и средствах формирования речевой грамотности между детским садом и школой, начальной школой и средним звеном. По итогам работы круглых столов были сформулированы возможные пути решения имеющихся проблем, которые легли в основу решения педагогического совета.

Мастер – классы провели учителя начальной школы (цель – преемственность в методах и приемах при переходе из начальной школы в среднее звено):

1) «Компас в мире слов …»
знакомство и работа с различными словарями в начальной школе с 1 по 4 класс (система работы), составление с ментальной картой слова;
2) «Путешествие с метким словом»
познакомили с системой работы с фразеологизмами, представили познавательные игры с фразеологизмами (собственная разработка);
3) «Как стать Львом Толстым. Первые шаги»
познакомили с алгоритмом работы над сочинением (заметкой), системой работы над формированием навыка создания собственного текста обучающимися;
4) «Его величество – слово! »
Рассказали о том, как можно организовать работу со словом и с понятием, познакомили с системой заданий;
5) «Ясно понимаю – четко излагаю»
Как научить писать сжатое изложение; алгоритм действий; приемы сжатия; тексты для сжатого изложения, доступные для учащихся.

Внеурочная деятельность:
1) Занятие театральной студии
Приемы работы над дикцией, дыханием, выразительностью речи.
2) «Слова, живущие в библиотеке»
как библиотечные занятия помогают расширять словарный запас уч-ся, формируют интерес читателя.
3) «Юный журналист»
Занятие – презентация для начинающих журналистов: что такое статья, как собирать материал для статьи.
4) Развитие познавательных способностей (РПС) «Пословица – всем делом помощница».
Практическое занятие по применению пословиц в различных речевых ситуациях; лексическое значение пословицы, работа со словарями.
Завершился педсовет обсуждением решений круглых столов, обменом мнениями.

Мастер класс Компас в мире слов Круглый стол Заговори чтоб я тебя увидел
Открытие педагогического совета Круглый стол Сначала аз да буки потом все науки