ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КИРОВО-ЧЕПЕЦК" КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Вопросы инклюзивного образования решаем вместе

19 мая в Кирово-Чепецком центре помощи семье и детям состоялась встреча представителей департамента образования города Кирово-Чепецка с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. От департамента присутствовали заместитель начальника Нина Борисовна Огородова, главный специалист Светлана Николаевна Чиркова и председатель городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Татьяна Геннадьевна Макарова. Поскольку мероприятие было организовано по инициативе центра и семей, то вопросы были подготовлены и предоставлены заранее. Вопросы достаточно непростые.
- Решение их не всегда находится в нашей компетенции, но всё, что мы можем, делаем, - сказала на встрече Нина Борисовна.

Заместитель начальника департамента подробно разъяснила, какими нормативными документами руководствуется сегодня образовательные организации для предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья. Это в первую очередь Федеральный закон РФ N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", где прописаны понятия «инклюзивное образование», «особые образовательные потребности», «специальные условия обучения» и т.д., а также два приказа министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1598 и №1599.
В нашем городе есть образовательные учреждения для детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушением речи. В некоторых муниципальных образованиях эта система была сведена «на нет», а город Кирово-Чепецк её сохранил. По словам заместителя начальника, все руководители детских садов, школ, учителя-предметники прошли курсовую подготовку. Ребёнок, имеющий решение ПМПК имеет право пойти учиться в любую школу, а школа обязана его принять и предоставить все условия для обучения.

- Но решение об обучении в том или ином общеобразовательном учреждении ребёнка с особенностями здоровья должны принимать сами родители, и оно должно быть взвешенным, - подчеркнула Нина Борисовна.

В нашем городе есть опыт индивидуальной работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Работает с ними детская музыкальная школа, готова поработать детская школа искусств, детская художественная школа. Пока не готова к индивидуальной работе спортивная школа.
Множество вопросов задавали, присутствующие на встрече мамы. Когда в штате д/с №3 появится логопед и будут проводиться полноценные логопедические занятия (с неречевыми детьми тоже)? Каким образом, и на каких основаниях составляется учебная программа для индивидуального обучения (количество часов в неделю, педсостав)? Где родители могут познакомиться с адаптированной образовательной программой, могут ли они повлиять на изменение, если ребёнок не справляется? В какой школе города готовы к принятию ребёнка с расстройством аутического спектра или синдромом Дауна? Ребёнок желает пойти в детский сад, но при условии, что его будет сопровождать тьютор (личный наставник). Почему в д/с требуют сопровождающего, а по закону его должны предоставить?...

Ответы на часть вопросов прозвучали, другие заместитель начальника департамента образования взяла «на карандаш». Они требуют дополнительной проработки или согласования и будут решены в индивидуальном порядке. Тема непростая и очень личная.
Безусловно, проблем у семей, воспитывающих детей с особенностями здоровья много, зачастую, не зная куда обратиться, они остаются наедине с ними.

- Нам такие встречи очень нужны, - вторили собравшиеся мамы.
- Мы готовы встречаться чаще, и, по возможности, помогать вам, - подвела итог заместитель начальника департамента образования города. – Хотела бы подчеркнуть, что инклюзивное образование законодательством РФ вводится в общеобразовательный процесс впервые, и оно направлено на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Для нас, как и для вас, это направление новое, поэтому здесь мы должны действовать вместе. Шаг за шагом.

Л. Вахрушева, методист МКУ ДО «МРЦ».

DSC05134 DSC05139