ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КИРОВО-ЧЕПЕЦК" КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О перспективах развития образования на окружном совещании

10 февраля на базе многопрофильного лицея состоялось совещание Центрального образовательного округа на тему «Организация эффективного управления как условие повышения качества образовательного процесса». Пленарное заседание открыл начальник отдела ЦОО министерства образования Кировской области П.Н. Пономарёв, приветствовал участников совещания глава администрации города М.А.Шинкарёв.

Об успехах школ в 1 полугодии 2015-2016 учебного года доложила И.В. Головина, главный специалист-эксперт, начальник отдела округа. Названы лучшие и худшие образовательные учреждения по качеству знаний, причины неуспеваемости учащихся, приведены другие статистические данные и их подробный анализ.

О роли руководителя образовательного учреждения на современном этапе рассказала директор многопрофильного лицея, кандидат педагогических наук Е.М. Савина, и ей есть о чём рассказать. В течение многих лет Елена Михайловна возглавляет это образовательное учреждение. В последнее время школа действительно продвинулась вперед. По сути, директор делилась собственным опытом работы. По её мнению, для того, чтобы поддерживать достойный уровень образовательного учреждения необходимо привлекать инвестиции, использовать в работе различные модели сетевого взаимодействия, участвовать в программах социального партнёрства. По словам Елены Михайловны, сегодня выживет только та школа, в которой руководитель будет думать о её развитии.

Основное время пленарного заседания было отведено главному выступлению. О приоритетных направлениях развития системы образования рассказал министр образования Кировской области А.М. Измаилов. Александр Михайлович поставил перед педагогическим сообществом Центрального образовательного округа конкретные цели. Кировская область справилась с задачей по обеспечению местами в детских дошкольных образовательных учреждениях всех детей от 3 до 7 лет. На очереди другая - ремонт этих самых учреждений. Кроме того, идёт речь о плотном взаимодействии школ с детскими дошкольными учреждениями. Школа должна знать, чему учат в садике, поэтому нужны единые методические советы и семинары.

Отдельно остановился министр образования на инклюзивном образовании, ещё раз подчеркнув, что любое образовательное учреждение должно быть готово к принятию детей с ограниченными возможностями. Готовить к этому нужно как детей, так и родителей.

Анализ успеваемости показывает, что в Кировской области на очень высоком уровне находится уровень образования в начальном и старшем звене школы. Однако, явно выражен «провал» среднего. Почему? Или это психологические особенности такого возраста, или неготовность воспринимать программу, а может быть дело в учителях? В чём причина? Необходимо провести глубокий анализ, понять и принять меры к решению проблемы. Эта работа будет выполнятся совместно с институтом развития образования.

Планируется, что к 2020 году выпускники школ должны будут сдавать ещё один обязательный предмет – иностранный язык. Необходимо готовиться к этому неизбежному факту. В ближайшее время с 5 класса будет вводиться второй иностранный язык. Каково сегодня состояние преподавания иностранного языка и имеются ли в школах квалифицированные преподаватели?

Еще одна проблема – кадры. Особой активности со стороны руководителей образовательных организаций, заметил министр образования, в этом направлении не наблюдается. Задача – взращивание учащихся, которые в будущем могут стать учителями и работать на ниве просвещения. «Правительство области принимает определённые меры, но нет опоры, а опора в данном случае – это вы» - обратился к педагогам министр образования. Деньги (имеется в виду выплаты, компенсации, дотации) для молодых специалистов сейчас ничего не решают, молодой педагог должен быть мотивирован на работу в сфере образования. Кадровая политика – главная задача руководителя.

О сменности обучения: 82 школы Кировской области по-прежнему работают в две смены. Задача – перевести на односменное обучение. Озабоченность министерства вызывают школьные спортивные залы. Хорошая новость - Кировской области и г. Кирово-Чепецку в том числе удалость попасть в федеральную программу ремонта спортзалов. Сумма выделена несколько меньше требуемой, поэтому не все школы попадут в заявку.
В 2016 году Кировская область отмечает 80-летие со дня своего образования. На классных часах, уроках мужества необходимо уделить большое внимание этой дате, изучению истории, символики Кировской области, чествованию ветеранов труда, внесших большой вклад в развитие региона.

Необходимо уделить внимание и гражданско-патриотическому воспитанию, созданию Всероссийского движения школьников, сдаче норм ГТО, т.е. всему тому, от чего когда-то ушло не только наше образование, но и вся страна в целом.

Не очень приятную информацию сообщил министр, озвучивая новый механизм финансирования школ с углублённым изучением отдельных предметов. Базовый уровень финансирования будет у всех школ, дополнительный - от деятельности самой школы. Рабочая группа сейчас трудится над критериями оценивания.
Шла также речь на тему, которая часто становится предметом расследования прокуратуры, в том числе и в нашем городе – приобретение учебников. По словам министра, работа по закупке идёт с разными поставщиками, но тех средств, что заложены в областном бюджете на эти цели, не хватит. Просчитать библиотечные фонды и изыскать резервы – такова одна из задач, стоящих перед школами.

В виду удалённости 2,5 тысячам детей Кировской области приходится добираться до образовательных учреждений на специальном транспорте. Первые школьные автобусы были приобретены в 2006 году. Транспорт изнашивается. К 1 сентября планируется замена части школьного автопарка. На это в областном бюджете выделены средства.
Поднимался на совещании вопрос укрупнения образовательных организаций, причем, на всех уровнях. ВятГГУ объединяется с ВятГУ, в нашем городе, как известно, слились три образовательных учреждения среднего профессионального образования: Кирово-Чепецкий электромашиностроительный техникум, СГПТУ №6 и Вятский автопромышленный колледж. Процедура укрепления коснётся и общеобразовательных школ. В малокомплектных школах, например, в 10-х классах не должно быть менее 6-ти учеников. О поступлении в ВУЗы: число бюджетных мест будет сокращаться. Выпускники должны об этом знать и заранее обдуманно выбрать свой путь, будущую профессию.

Выступление Александра Михайловича Измаилова было откровенным, содержательным, актуальным и понятным. Наверное, поэтому от присутствующих в зале глав районов, заместителей, руководителей управлений образования, директоров школ вопросов не последовало.

После пленарного заседания педагоги многопрофильного лицея делились с коллегами своим опытом работы в разных аудиториях. В фойе демонстрировался 3-D принтер, были представлены стендовые доклады, как учеников, так и учителей. 2016 год - год кино. Он стал темой для школьной выставки «Кино – великий художник времени» и стендового доклада главного хранителя фондов Кирово-Чепецкого музейно-выставочного центра Е.Н. Загайновой «Кино нашего города». Интерес к опыту работы педагогов многопрофильного лицея был высоким.

Л.Вахрушева, методист МРЦ.

DSC00327 DSC00333
DSC00339 DSC00346