ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КИРОВО-ЧЕПЕЦК" КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Как пробудить творческое начало в ребёнке

25 ноября гимназия №2 приветствовала 2-й всероссийский семинар педагогов-словесников под названием «Создание авторских текстов как вектор саморазвития личности». Организован он был на средства президентского гранта. 140 учителей русского языка и литературы, учителей других предметов, руководителей образовательных учреждений, методистов, учёных, писателей с Кирова и Кировской области, Москвы, Ижевска, Перми собрались для того, чтобы обсудить проблему, которая беспокоит всех. Как научить детей писать тексты, сочинения, какие струны человеческой души необходимо затронуть, чтобы в них проснулось желание творить, грамотно и красиво излагать свои мысли?

Приветствовал гостей глава города Кирово-Чепецка В.В.Крешетов. По его мнению, эта проблема сегодня актуальна как никогда, и очень символично, что она поднимается в Год культуры, ведь словесность – фундамент любой культуры.
Проблема, действительно давно назрела. Дети все меньше читают, уровень общей культуры падает, литературную речь все реже слышишь даже от людей с высшим образованием, а само знание русского языка становится все менее обязательным. Необходимость поддержки русского языка была признана на уровне высших органов государственного управления, а потому принято решение вернуть сочинение в состав экзамена по русскому языку и литературе.
Сегодня учащемуся школы довольно сложно самостоятельно написать сочинение, хотя 2-3 десятка лет назад с этим справлялся любой даже плохо успевающий ученик. Все знали назубок, что такое красная нить сочинения, какова его структура, как составить план, подобрать заголовок к сочинению. У современного ученика выход из положения прост, как говорят учителя, он не будет ломать голову, и мучиться в творческих поисках, а просто призовёт на помощь глобальную сеть Интернет и спишет. Поможет ли это ему на экзамене, вопрос риторический.

Задачей семинара стала тема, не только написания учащимися текстов, сочинений на свободную тему или на тему произведения из школьной программы, но и как заставить ребёнка мыслить самостоятельно, разбудить в нём творческое начало. «Какие «кнопочки» надо включить, чтобы пробудить у каждого желание что-то видеть, фиксировать, записывать, обдумывать, творить».

Прибывшие на встречу педагоги услышали совершенно потрясающие выступления Н.А. Низовских, доктора психологических наук, профессора кафедры практической психологии ВятГГУ, Е.О. Галицких, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы ВятГГУ, представителей Вятской гуманитарной гимназии - Т.К. Косолаповой, заместителя директора по профессиональному развитию педагогов, Н.А. Тупицыной заместителя директора по инновационному развитию, а также пообщались с писателем, членом Союза писателей России М.Л. Москвиной (г. Москва).

Е.О. Галицких предложила вниманию педагогов множество полезных советов пробуждения творческих сил ребёнка – чтение художественного текста дома и непосредственно на уроках литературы: «Мир – это книга, и кто не путешествует, то читает только одну страницу». Для того, чтобы появилось желание творить, очень важно встречаться с живыми писателями, которые могут побудить к творчеству. Дети должны уметь наблюдать, видеть красоту и испытывать от написания сочинения радость, удовлетворение. Научить искусству наблюдения – это задача всех учителей. Ещё один способ побуждения к творчеству – это игры в ассоциации, в рифмы, интерпретации, в незаконченное предложение и т.д. И, конечно, очень важно «влюбить» ребёнка в слово, в книгу. Сделать подборку умных книг должны учителя.
Удивительно одухотворённым было выступление М.Л. Москвиной (г. Москва). Писатель строит своё творчество на тонко подмеченных наблюдениях, внимательном отношении к уникальной природе, своей земле и непременной самоиронии и чувстве юмора.

Педагоги Вятской гуманитарной гимназии представили коллегиально разработанную междисциплинарную программу по стратегии смыслового чтения и работе с текстом, а также межпредметный курс «Язык текста», которые будут реализованы на практике.

Практическая часть семинара, которая прошла во второй половине дня, раскрывала опыт инновационных образовательных учреждений по формированию читательской культуры школьников. Представленные мастер-классы объединила проблема создания авторских текстов и использования эффективных стратегий чтения.

Участники семинара дали высокую оценку организованному мероприятию: «Приятно, что семинар гармонично сочетает в себе теоретические знания и практические находки» (Е В. Репина); «Проведённый семинар был очень полезен и информативен для меня. Получила большое удовольствие от общения с коллегами!»; «Семинар поможет мне организовать подготовку к экзаменационному сочинению, дал стимул к самовыражению, познакомил с эффективными стратегиями работы с текстом, подарил встречи с интересными людьми!» (Л.С. Кулятина).