ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КИРОВО-ЧЕПЕЦК" КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О проблемах образования - из первых рук

14-15 октября в г. Пенза состоялся всероссийский форум Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны», на котором, как известно, присутствовал его руководитель - президент РФ В.В. Путин. Об этом рассказали все средства массовой информации страны. Непосредственным участником и очевидцем этого значимого события стала директор школы №6 Анна Львовна Шкляева, которая в составе делегации Общероссийского народного фронта от Кировской области была командирована на форум. Она поделилась с нами информацией об этой масштабной встрече.

В библиотеке им. М.Ю. Лермонтова, оборудованной по последнему слову, собралось около 500 человек со всех регионов РФ - директора образовательных учреждений, родители, студенты, учителя, ректора ВУЗов, работодатели, т.е. все, кто связан тем или иным образом с образованием.

В течение двух дней на различных тематических дискуссионных площадках активно обсуждались вопросы и проблемы образования, вырабатывались и принимались предложения, которые потом были вынесены на итоговое пленарное заседание, проходившее с участием президента РФ.

Участники форума подчеркнули необходимость дальнейшего действия федеральной программы, благодаря которой идёт строительство детских дошкольных учреждений, т.к. количество рождающихся детей увеличивается, а мест в ДДУ не хватает.
В системе дополнительного образования требуется пересмотреть один из показателей реализации майского Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599. Он касается процента детей, охваченных дополнительным образованием. В отчётности правильней было бы указывать одного ребёнка, даже если он посещает три кружка или студии. Это, конечно, испортит показатели, но, несомненно, будет более справедливым. Тем более, что к 2020 г. 50% детей должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Большую дискуссию вызвал вопрос «Ради чего трудится учитель?». Как ни странно, единого понятия о том, кого мы воспитываем, по-прежнему нет. Поэтому принято решение об организации общественной дискуссии о целях образования и, на основе её, формирования чёткой государственной образовательной политики.

Обсуждалась заработная плата учителя. Было предложение закрепить оклад педагога в виде процента от среднего заработка по региону. Ответ президента РФ: это долгосрочная перспектива и требует дополнительного изучения.

Большой спектр вопросов вызвала реализация инклюзивного образования. Государство взяло курс на инклюзию для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. И это правильно, однако, условия для содержания, обучения детей, приобретения соответствующего оборудования не созданы. В одночасье, это сделать невозможно. Специалисты считают, что до полного внедрения инклюзивного образования должно пройти не менее 10 лет. Беда в том, что многие руководители системы образования, засучив рукава, принялись за дело и уже успели позакрывать около 150 коррекционных школ. Этому факту В.В. Путин был очень удивлён и считает недопустимой спешку в данном вопросе.

Не обошли на форуме государственную итоговую аттестацию. Этот элемент мы заимствовали из другой системы образования, «пересадили» на нашу и ждём, когда она заработает. Это достаточно сложно, поэтому на форуме прозвучало предложение о более полном доверии школам и выдаче выпускникам 9,11 классов, не желающим продолжать обучение в ВУЗах, аттестатов об образовании без прохождения государственной итоговой аттестации. Президент поручил Минобрнауки это вопрос взять на контроль, обсудить, насколько это возможно сделать.

Свою проблему озвучили представители ВУЗов. Вступивший в действие, так называемый, Болонский процесс ликвидировал специалитет (обучение по 5-летней программе), однако, специальности педагога и инженера невозможно получить по системе бакалавриата за 4 года. Президента попросили вернуть специалитет хотя бы по этим специальностям.

Обеспокоены педагоги несовпадающими программами обучения в разных школах. Необходимо разработать фундаментальное ядро школьного курса, которого должны придерживаться все школы без исключения. Методика преподавания может быть разной, но содержание и последовательность подачи материала – одинаковыми. Иначе получается так - ученик переходит из одной школы в другую и из-за несовпадения программ из отличника превращается в двоечника.

Педагогами были озвучены вопросы по увеличившемуся в разы документообороту, отчётности, а также количеству нововведений, которые продвигает министерство образования и науки и за которыми не успевает школа. Шла также речь об общей ответственности родителей и школы за воспитание детей. Сегодня в школу пошли дети, чьи родители росли и воспитывались в период развала страны и утраты духовных ценностей в 90-е годы. Именно с такими родителями требуется глобальная просветительская работа. Школа должна находить максимально возможные формы совместной работы с семьёй.
Не обошли на форуме также не менее важные вопросы увеличения квоты для победителей и призёров всероссийской олимпиады, разработки методических рекомендаций для коллегиальных органов управления (родительских комитетов, собраний) в школе, по службе медиации (конфликтным комиссиям). В последнем многие видят угрозу вмешательства в дела семьи.

Более двух часов шла встреча с В.В. Путиным. Ни одно предложение, вопрос или проблема не осталась без внимания. В течение всего форума красной нитью проходил тезисы: «Обучение в школе – это, прежде всего, воспитание», «Педагоги – это властители дум молодёжи», «В образовании экономику нельзя возводить в абсолют. Мы не оказываем услуги, а воспитываем».
У образовательных учреждений действительно сегодня накопилось множество неразрешимых на местном уровне вопросов и проблем. Очень хотелось бы, чтоб прошедший при таком высоком представительстве всероссийский форум стал стартовой площадкой для их решения. Школы этого очень ждут.