ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КИРОВО-ЧЕПЕЦК" КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Что такое инклюзивное образование

3 апреля в нашем городе на базе коррекционной школы состоялся семинар под названием «Модель системы комплексного сопровождения инклюзивных форм обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья». Организован он был по инициативе Департамента образования Кировской области, Института развития образования и Центрального образовательного округа.

Необходимость в его проведении обусловлена новым Федеральным законом «Об образовании», который вводит понятие инклюзивное образование. Что это такое? Слово это произошло от французского inclusif –означающего «включающий в себя». Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Так трактует понятие закон. Это означает, что образовательное учреждение может принять для обучения всех детей, проживающих на закреплённой территории, в том числе детей-инвалидов, при условии, что в школе есть места для обучения. При этом для каждого ребёнка-инвалида или ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должны быть подготовлены индивидуальные учебные планы и образовательные программы, адаптированные в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Необходимо также позаботиться о материально-технической базе – установить пандусы, закупить соответствующую мебель, техническое и программное обеспечение. По окончании общеобразовательной школы ученику выдадут документ, соответствующий индивидуальному учебному плану. Например, ребёнок, которому рекомендована специальная адаптированная программа, получит не аттестат, а свидетельство об обучении.
Наряду с обучением детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении сохраняется система специального образования. В нашем городе есть специальная (коррекционная) школа VIII вида и специальные (коррекционные) классы трёх видов. Они не отменяются. Необходимо подчеркнуть то, что родители, за которыми остаётся решение об обучении ребёнка в той или иной школе, особенно должны понимать, что исходить они должны, прежде всего, из его интересов. Где ему будет комфортнее учиться: в общеобразовательной школе или там, где есть общая адаптивная среда, т.е. такие же дети, как и их ребёнок.

Инклюзивное образование – это реальность сегодняшнего времени и наше будущее. Наше общество пока находится в начале пути его развития. К предоставлению инклюзивного образования общеобразовательные школы будут готовиться. Должны пройти соответствующее обучение, как педагоги, так и родители. К включению в свою среду детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями должно готовиться и наше общество. Если обучение станет более эффективным в результате изменений, которое внедряет инклюзивное образование, выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Надо сказать, что в зарубежных школах разрабатывается отдельная программа даже для тех детей, чьи родители находятся в разводе. Сможем ли мы так?
В семинаре участвовали руководители образовательных учреждений, их заместители, педагоги Центрального образовательного округа. Кирово-Чепецк представляли ещё и педагоги учреждений дошкольного и дополнительного образования. Судя по тому, что дело это новое и работа предстоит большая, данный семинар не последний.