ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КИРОВО-ЧЕПЕЦК" КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Справочник старшеклассника. Здесь вы найдете общую информацию для обучающихся

Учись слушать

  1. Приведи в порядок рабочее место — пусть ничто не отвлекает внимание.
  2. Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.
  3. Вникни в формулировку темы лекции.
  4. Осознай поставленную цель
  5. Изучи план лекции. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе — таким образом, учитель выделяет главные, существенные мысли.
  6. Старайся представить услышанное.
  7. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.
  8. Выдели в лекции основные мысли, положения, объедини их вокруг темы лекции.

Учись вести записи с голоса

  1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее.
  2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
  3. Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл.
  4. Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.
  5. Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).
  6. Если в лекции встречаются непонятные места — оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.
  7. Используй общие правила написания конспекта (соблюдай отступы, делай выделения и т. д.).
  8. В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т. д.

Правила записи текста

  1. Запись должна быть компактной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста — это улучшает его обозреваемость.
  2. В тексте  необходимо применять выделения и разграничения:
    подчеркивание и отчеркивание (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом (при этом только не следует превращать текст в пестрые картинки);
    отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);
    пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);
    нумерацию;
    выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).
    Со временем у вас выработается своя система выделений.

При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.

Как делать выписки

  1. Выписать — найдя в источнике нужную мысль, списать ее, записать.
    Вчитайся в название статьи, осмысли его.
  2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
  3. Стремись к краткости записи.
  4. Отделяй одну мысль от другой.
  5. Закончив работу, выпиши все данные источника.


Как составить конспект

Конспект — краткое изложение или краткая запись содержания.
Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.

Основные требования к написанию конспекта:
системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
Этапы конспектирования

  1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.
  2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.
  3. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.
  4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.


План-конспект
Это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Этапы работы

  1. Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
  2. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
  3. Сформулируй и запиши вывод.

Текстуальный (цитатный) конспект

Это конспект, созданный из отрывков подлинника — цитат.

Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.
Этапы работы:

  • Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
  • Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1) .... (цитата);
.... (цитата);
.... (вывод).

2) основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.

  • Прочти написанный текст, сверь его с оригиналом.
  • Сделай общий вывод.


Свободный конспект

Это сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: он требует серьезных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.

Этапы работы

  1. Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
  2. Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.
  3. Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.

Тематический конспект
Это  конспект  ответа  на  поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.

Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом. Этапы работы

  1. Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии.
  2. Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
  3. Пользуясь этим планом, коротко, своими словами изложи осознанный материал.

Как составить тезисы

Тезис — положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

  1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.
  2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием).
  3. Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).
  4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
  5. Тезисы пронумеруй — это позволит сохранить логику авторских суждений.
  6. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.

Как подготовить реферат

Реферат   —   краткое   изложение   содержания книги, статьи и т. п.

  1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.
  2. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.
  3. Составь план реферата.
  4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключение которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.
  5. Прочитай текст и отредактируй его.
  6. Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии).

Правила запоминания

  1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.
  2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
  3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая, последовательность его изложения.
  4. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.
  5. Произнеси несколько раз новые слова, даты.
  6. Проговори вслух формулировки выводов, законов.
  7. Воспроизведи весь материал по плану.

 

Учись правильно выражать свои мысли

  1. Чтобы научиться грамотно, говорить, надо научиться читать и слушать.
  2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
  3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная, работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
  4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построения.
  5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов — это обедняет речь.
  6. Следи за построением предложений, избегай особенно сложных конструкций.
  7. Ежедневно читай вслух по 15—20 мин, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.

Учись работать над понятием

Понятие — логически оформленная мысль о предмете.

  1. Последовательность действий
  2. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
  3. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
  4. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
  5. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
  6. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.

Общий план изучения явления

Явление — то, в чем сказывается, обнаруживается сущность, а также вообще всякое проявление чего-либо.

  1. Внешние признаки явления.
  2. Условия, при которых оно обнаруживается.
  3. Сущность явления и механизм протекания.
  4. Связь с другими явлениями.
  5. Количественная характеристика (может и не быть).
  6. Использование в практике.

Учись разъяснять теорию

Теория — учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.

  1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
  2. Назови основные понятия, положения теории.
  3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
  4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
  5. Назови области практического применения данной теории. Перечень основных теорий, изучаемых в разделе «Общая биология»: теория возникновения жизни (А. И. Опарин, Д. Ж. Холдейн и др.), клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, К. Бэр, Р. Вирхов), теория эволюции (Ч. Дарвин), теория естественного отбора (Ч. Дарвин), хромосомная теория наследственности (Т. Морган), теория антропогенеза (Ф. Энгельс).

 

Научись разъяснять закон

Закон — связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности.

  1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
  2. Опиши пути открытия закона.
  3. Приведи формулировку закона.
  4. Попытайся записать его в символической форме или через математическое выражение.
  5. Приведи доказательства в пользу существования закона.
  6. Назови области практического применения данного закона.
    Перечень основных законов, изучаемых в разделе «Общая биология»: закон эволюционного развития (Ч. Дарвин), биогенетический закон (Ф. Мюллер, Э. Геккель, А. Н. Северцев), закон передачи признаков в ряду поколений (Г. Мендель), закон зародышевого сходства (К. Бэр), закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов), закон генетического равновесия в популяциях (Г. Харди, В. Вайнберг), закон биогенной миграции атомов (В. И. Вернадский).

 

Учись проводить сравнение

  1. Сравнить — поставив   рядом,   сопоставить   для установления сходства и различия.
  2. Порядок сравнения
  3. Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
  4. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
  5. Выдели существенные признаки каждого предмета.
  6. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
  7. Выясни все признаки сходства и различия объектов.
  8. Найди и объясни причины сходства и различия.

Учись проводить анализ

Анализ — процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
Порядок анализа

  1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.
  2. Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
  3. Подумай о причинах такого разделения на блоки.

Учись проводить синтез

Синтез   —   мысленное   соединение   отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

  1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
  2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
  3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

Учись проводить обобщение

Обобщение — мыслительный процесс, который приводит  к  нахождению  общего   в   заданных предметах или явлениях.

Порядок обобщения

  1. Найди  наиболее  важные моменты  в   рассматриваемых фактах или явлениях.
  2. Определи их сходство.
  3. Установи связь между ними.
  4. Сформулируй общий вывод.

План проведения эксперимента и наблюдения

Эксперимент   —   научный   опыт,   попытка   сделать, предпринять что-либо.

I. Сформулируй цель проведения эксперимента (наблюдения).
1. Сделай предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу.
2. Выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объектами.

II. Спланируй проведение эксперимента (наблюдения).
1. Выясни, какие условия, материалы необходимы для этого.
2. Составь мысленно схему его проведения.
3. Выбери самый оптимальный способ фиксирования результатов.

III. Проведи эксперимент,   (наблюдение).
1. Последовательно осуществи все этапы эксперимента.
2. Проведи необходимые измерения, зарисовки, запиши результаты.
3. Проверь точность полученных результатов.

IV. Обработай полученные результаты.
1. Сравни полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой.
2. Сформулируй вывод.
3. Объясни, что доказывает данный эксперимент, свяжи его с изученными явлениями, теориями, законами.

Учись правильно наблюдать

1. Осмысли цель наблюдения.
2. Уточни предмет наблюдения.
3. Разработай план наблюдения.
4. Определи форму записи наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания).
5. Наблюдение повтори два-три раза с целью повышения его объективности.
6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
7: Помни, что цель описания явлений — выявить наиболее точно и полно их признаки.
8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным.
9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).

(По материалам Интернета)