ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД КИРОВО-ЧЕПЕЦК" КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Русские иностранцы» в Индии

После визита в сентябре в наш город представителей Индии (в рамках программы AFS - Интеркультура) наши учителя иностранного языка С.Ю.Ивонина и М.Ю.Королёва в составе делегации учителей из Кировской области посетили в ноябре Индию с ответным визитом в рамках этой же культурно-образовательной программы. Программа предполагала знакомство с образованием и культурой Индии, а также представление России, её культурного наследия и системы образования.

Вот что рассказали нам коллеги об этой удивительной стране:
« В Индии мы посетили столицу этой страны Дели, также знаменитый, благодаря одному из чудес света – храму Тадж-Махал, город Агру и город на берегу Индийского океана Вераваль с его знаменитым храмом Сомнатх. Жили мы в семьях в штате Гуджарат в городе Гандинагар, центре штата. Это, по индийским меркам, небольшой городок (около 200000 человек), но очень зелёный, и жители здесь чрезвычайно приветливы и гостеприимны. Мы часто выезжали в город Ахмедабад – так называемую вторую столицу этого штата, где также в индийской семье принимали наших кировских коллег. Маршрут изучения системы индийского образования как раз был сосредоточен именно на учебных заведения этих двух значимых городов.

Через встречи с коллегами и учащимися индийских школ и вузов мы обнаружили много особенностей в обучении и воспитании подрастающего поколения. Следует отметить деление школ на платные частные и бесплатные государственные. Нам удалось посетить порядка пяти частных школ. Главным их отличием является огромное количество обучающихся в одной школе (до 60 000) и в каждом отдельном классе (до 70 детей). Эта особенность объясняется перенаселением страны. Интересным моментом является факт, что детские сады, начальная, средняя, школа старшего звена и высшие учебные заведения располагаются в разных корпусах на одной огромной территории, называемой «кампусом». Все эти образовательные учреждения носят единое название, имеют своих директоров, но принадлежат одному владельцу. Это содружество школ называется в Индии «институтом». На территории кампуса находятся также общежития для учащихся и многоквартирные дома для учителей. Естественно, приемы и методы обучения при такой концентрации учащихся будут существенно отличаться от привычных нам. Это мы наблюдали, например, при посещении уроков английского языка, где, можно сказать, превалирует фронтальная работа и хоровое усвоение материала ввиду многочисленности учащихся. Удивительно, но факт: в огромных классах железная дисциплина!
Зная о разнообразии культур, религий и уклада жизни в разных штатах Индии, мы были готовы к неожиданностям и многому непривычному для нас, но все оказалось еще более ярким и впечатляющим. Проживание в семьях и быт индийцев - особая тема. В первую очередь хочется отметить их открытость и готовность сделать для гостя все мыслимое и немыслимое. Нас старались накормить самыми вкусными индийскими блюдами и приготовить для нас самые изысканные индийские напитки. Кухня в Индии сугубо вегетарианская, где главное блюдо – рис, также бобовые, фасоль, сладкий перец, перец чили разных сортов и бесконечные специи, которые, по нашим ощущениям, вызывают просто пожар во рту. К этому невозможно было привыкнуть, поэтому наши семьи отнеслись к нашим вкусам с пониманием и старались готовить, как они говорили, с небольшим количеством специй. Им была интересна и русская кузня. После мастер-класса индийцы оценили ее на отлично. Хотя, как нам кажется, они были просто вежливы: наша еда для них пресна и безвкусна без их острых специй. А со специями у них даже чай и некоторые сорта мороженого!

Что касается правил вежливости, отметим один из нюансов: индийцы в нашем окружении очень редко благодарили друг друга. Мы, например, поначалу говорили «спасибо» за каждую помощь и за каждую мелочь, как у нас принято. Но нам сказали, что не стоит так часто произносить слова благодарности, пояснив, что главная благодарность – в сердце, и этого достаточно.

Поскольку программа обмена предусматривает и знакомство с культурным наследием страны, мы посетили и множество памятников архитектуры. Наша мечта - посещение Таджмахала в Агре и поездка на Индийский океан, как говорилось выше, осуществилась. Но благодаря нашим принимающим семьям, мы побывали не только в этих местах. Пребывая в штате Гуджарат, мы познакомились с огромным количеством храмов (не зря Индию называют страной древних храмов). Это и храм Адалай Тримандир, также музей Махатма Ганди Сабармати Ашрам, и храм Акшардам в Гандинагаре. На территории последнего проходит потрясающее светозвуковое лазерное шоу по мотивам древних легенд. В Ахмедабаде мы посетили район культурного и архитектурного наследия, а также целый день наслаждались древними крепостями и храмами в лесной окрестности, опасаясь змей, скорпионов и пантер с леопардами.

По приезду домой нас уже не раз спрашивали, есть ли у нас желание еще раз побывать в Индии. Хочется сказать, что мы с безграничной благодарностью вспоминаем все лучшее, что сделали для нас наши принимающие семьи и индийские волонтеры. Мы уже скучаем по ним и в настоящее время перезваниваемся в WhatsApp, поддерживаем отношения перепиской о жизни в наших странах и обмениваемся фотографиями. Вполне возможно, мы будем ездить друг к другу в гости. И все же мы рады, что родились и живем именно в России!»